ОБЪЕДИНЕНИЕ НЕРАВНОДУШНЫХ К СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТКАНИ ГОРОДА

среда, 15 мая 2013 г.

КИРПИЧНАЯ БАБА




Намедни в экспозиции ростовского Музея русско-армянской дружбы появился кирпич. Не обычный, само собой, а с диковинным клеймом, обретённый в местных землях.

По этому поводу была организованна встреча, на которую были приглашены товарищи из художественных, исторических и коллекционных сфер.



Координатор объединения «МойФасад» Роман Бочарников поделился своими суждениями по поводу происхождения загадочного клейма, а также рассказал о культуре и особенностях нахичеванского клеймения строительной керамики, основанных на анализе и опыте классификации местных оттисков.



Роман Бочарников, даритель:

«Собираю старинные кирпичи с клеймами уже более 5 лет, но ни разу не встречал ничего подобного. При желании, маркированных кирпичей дореволюционного периода в Ростове можно встретить предостаточно. Однако здесь случай неординарный - интереснейший штамп с изображением некоей Фигурки в архаичном стиле! По моим предположениям – это экземпляр местного производства (Ростов / Нахичеван), поэтому возникла идея, что один из раритетов должен быть доступен горожанам для перманентного обозрения. Поговорил с музейщиками – они заинтересовались.
Бросается в глаза наивная графика клейма. Судя по всему, здесь изображен персонаж в этническом одеянии, предположительно одной из восточных народностей. В среде ростовских коллекционеров появилось даже кодовое название «Кирпичная Баба», по ассоциативным мотивам с каменными бабами сарматских племён». 

Маргарита Юрьевна Соколова, директор Музея:

«Такого рода экспонаты нам дарят, мягко говоря, не часто. Вещь не тривиальная, заставляющая размышлять над своим происхождением и побуждающая к архивным исследованиям. Возможно, выяснив по документам первоначальных заказчика строительства здания и поставщиков материалов – мы продвинемся в разгадке клейма».
 


Дмитрий Зенюк, археолог:

«Как правило, клейма на кирпичах наносились для идентификации производителя (была с петровских времен такая культура клеймения). Обычно, это были фамилии или инициалы заводчиков, реже – знаки, в которые производитель также вкладывал определённый смысл.  Это могла быть символика с герба рода хозяина завода (подковы, кресты, короны) или целиком очертания герба империи – двуглавого орла, как маркера принадлежности продукции к государственному заказу или как показателя качества продукции, отмеченного Высочайшими инстанциями. В нашем случае можно только гадать о том, какой смысл вкладывал производитель в такую маркировку (на удачу? на оберег? по заказу хозяина строительства? что-то иное?). Дилетантские рассуждения некоторых «экспертов» о случайном и неосмысленном происхождении клейма следует не брать в серьёзный расчёт. Любой, кто хоть не немного разбирается в графике или имеет опыт анализа исторических предметов, согласится с тем, что мы имеем дело с осмысленно произведённым штампом».

Вадим Махницкий, художник:

«Что любопытно, клеймо выполнено рельефным способом, но с одним нюансом – рот «Кирпичной Бабы» выполнен контр-рельефом – он вдавленный. Это интересная особенность. Насколько я знаю, ранее местных кирпичей, сочетающих в одном клейме два таких способа отображения графики не встречалось».

Участвующие в обсуждении согласились, что мизерное количество обретённых артефактов и графика клейма сделало экспонат уникальным образцом строительной культуры позапрошлого века как по художественным, так и по историческим критериям.
 


Родословная снесённого дома – это отдельная история, которая будет опубликована на нашем ресурсе дополнительно. То, почему одно из старейших зданий Ростова оказалось не в охранном реестре – это отдельный вопрос к местному Минкульту. Теряя одно, вновь обретаем другое. На руинах уничтоженного здания была перелопачена  не одна тысяча кирпичей, но экземпляров с таким клеймом были найдены единицы. Это единственное «утешение», которое послужит сохранению памяти об объекте в целом.

Фото репортаж: М. Таршинов.